CMPro Extra 330L 50cc

август 2007 г.

 «А не замахнуться ли, друзья, на Вильяма нашего Шекспира»(с)

Примерно такая мысль периодически посещала меня в летнем отпуске, только замахнуться хотелось на двухметровое-бензиновое-пилотажное. Двухметровое — потому что переходить от текущей Funtana S40 (1470мм/Saito-72) к Funtana X100 (1760 мм) смысла не было, бензиновое — потому что под 2 метра это оптимально, а также перспективно для дальнейшего роста.

Мыслей о большой электричке не было — стойкая обратная миграция от электричек к ДВС/бензинычам в нашей славной Бутовской компании присутствует однозначно и бесповоротно несмотря на E-моду. Да и ДВС-модель больше на оригинал похожа дымом, звуком и запахом …

К возвращению в Москву в списке кандидатов были:

  • YAK-54
  • Extra 330L/ League
  • Extra 330L / CMPro
  • Katana 28% /Krill
  • Composite Extra / League
  • Composite YAK-54 / League
  • Katana S 50cc / World Motors
  • CAP2.0 / JR Models

Модели в списке сильно не равнозначные, так разница в цене составляет почти 400%. Начались поездки по московским магазинам, благо летом еще как-то можно передвигаться на авто, а в сентябре это будет уже не так легко.

В одном магазине удалось посмотреть сразу три первые модели. Когда открыли коробку CMPro Extra 330L все сомнения исчезли, как только увидел качество изготовления композитного фюзеляжа.

Теперь главной задачей стало так разместить все содержимое не малой коробки в квартире, чтобы новое приобретение не сильно мешало бы остальным членам семьи передвижению по комнатам. С этой целью сразу же избавились от коробки, а плоскости с мелочевкой были разложены по верхам.

Справедливо будет добавить, что также на выбор повлияли положительные отзывы.

Характеристики ARF CMPro Extra330L:

  • Размах — 1960 мм
  • Вес — 6800 … 7100 гр
  • Длина — 1790 мм
  • Площадь крыла — 70 дм2
  • Нагрузка на крыло — 97…100 гр/дм2
  • Профиль — NACA0014
  • Рекомендованный двигатель — 40… 50 см3

Конечно нагрузка на крыло не малая, однако был приятно удивлен тем, что в такой же вес укладывается Extra 330L (2x2m) от Composite-ARF.

Вес

Раскладка по весу у моей Extra получилась такая:

  • капот — 251 гр.
  • фюзеляж — 1722 гр.
  • крыло левое — 495 гр.
  • крыло правое — 472 гр.
  • стабилизатор левый — 128 гр.
  • стабилизатор правый — 132 гр.
  • РН — 61 гр.
  • труба крыла (карбон !!!, 26мм) — 52 гр.
  • труба стабилизатора (алюминий, 11мм) — 21 гр.
  • две колесные стойки (карбон !!!) — 153 гр.
  • три колеса и бак — 145 гр.
  • четыре металлические тяги — 30 гр.
  • четыре крышки для серв — 40 гр.
  • моторама — 188 гр.
  • две оси колес — 54 гр.
  • задняя стойка колеса — 12 гр.
  • фурнитура металлическая в комплекте — 145 гр.
  • качалки пластиковые — 38 гр.
  • обтекатели колес — 105 гр.

Итого вес ARF: 4244 гр.

Ссылки в Интернете

Поиск в Google показал, что информации о данной моделе немного:

Рекомендации по модернизации

Основные рекомендации сводятся к следующим пунктам:

  • усиление шасси
  • усиление стенки моторамы (Firewall)
  • усиление моторамы
  • замена стойки хвостового колеса

Мотор и глушитель

Выбор мотора был не долгим. После консультаций с друзьями и знакомыми основными претендентами стали ZDZ50 и DA50. Победил ZDZ, так как моторама в этом случае не требовала переделки. В компании с ZDZ50NG встал и «PITTS» глушитель PSA-ZDZ50NG.

 

Сервомашинки

Поиск серво машинок типа HS5945/85 в Москве не принес результатов — в наличии ничего не было. Было решено остановиться на 4х HS-5965MG (элероны и РВ), HS-5955TG (РН), Futaba S3151 (газ).

Итак, начнем-с…

Хвостовое колесо

Начало сборки было положено заменой штатного заднего колеса на  проверенный вариант Sullivan «Tail Whell Bracket» No.S861 (5-10 кг.), купленный в МДСе.


Площадки заднего колеса также были усилены двумя площадками из фольгированного стеклотекстолита 1.5 мм. К внутренней площадке были припаяны два «грибка» для крепления стойки заднего колеса.

Усиление моторамы

Выполнено через усиление конструкции самой моторамы:

  • горизонтально вклеены четыре сосновых бруска между стенками моторамы
  • вертикально вклеены два бруска фанеры 6мм в месте крепления двигателя
  • горизонтально вклеены два бруска фанеры 6мм в месте крепления двигателя

и усиление стенки моторамы фюзеляжа

  • вертикально вклеены два бруска фанеры 6мм в месте крепления двигателя с внутренней стороны фюзеляжа

Вес моторамы после усиления изменился со 188 до 240 гр.

Необходимо отметить, что производитель, видимо, произвел усиление проблемных мест, так как вес фюзеляжа первых версий CMPro Extra330L был на 300 гр. легче.

Устанавливаем усиленную мотораму на фюзеляж.


Установка сервомашинок РВ и элеронов

Сервомашинки (HS-5965MG) для РВ и элеронов устанавливаются в четырех однотипных кожухах (отличающихся только цветом)

и далее кожух с серво устанавливается в фюзеляж и на крылья

 

Стабилизатор

Стабилизатор (левый и правый) устанавливаются на дюралевой трубе диаметром 11 мм и клеются к фюзеляжу на 30 мин эпоксидке. Перед этим склеиваемую поверхность на фюзеляже следует зачистить от краски до стеклоткани.

В отличии от фюзеляжа, качество изготовления которого высокое, следует тщательно проверить элементы склеиваемых плоскостей (качество изготовления их существенно ниже — кривые и излишне глубокие резы сильно уменьшают прочность плоскостей).

Шасси

Штатные колеса были заменены на KAVANовские 100 мм надувные — для Бутовского поля оптимальный вариант.

В комплекте должны быть две карбоновые стойки (левая и правая).

Мне однако не повезло — попали две левые стойки

что обнаружилось прямо перед тем как приготовился сверлить фюзеляж.

Было отправлено письмо производителю, который пообещал решить этот вопрос

Dear Karen,
Thank you for purchasing CMPro kits. Would you please let me know from which distributor did you purchase
the plane? I will ask our distributor to send you replacement ASAP.
Best regards,
CMPro
Jacqueline Shum
 

однако вот уже несколько дней ничего конкретного, даже о традиционном извинении CMPro забылo. Такое отношение к конечному заказчику не понравилось, тем более вина целиком лежит на производителе не дешевой модели.Похоже нашел понимание в магазине (H4U), где покупал. Ребята действительно старались найти разные варианты решения, однако пока никак… Буду ждать…Аппарат лежит теперь грустно на ковре безногий, как после неудачной посадки с не укрепленным шасси.

Двигатель

На модель будет установлен бензиновый двигатель ZDZ50NG и «PITTS» глушитель PSA-ZDZ50NG. Два новых двигателя обкатали в выходные. Для обкатки Михаил соорудил на даче целый стенд с полной эмуляцией всего тракта радиоуправления и питания на модели.

Это был наш первый опыт с бензиновыми ДВС — масса впечатлений… Однако до первого чиха ZDZ пришлось изрядно покрутить руками… добрым словом вспоминали наши Saito… Проверили режимы экстренного выключения двигателя как по закрытию
заслонки от сервомашинки, так и по снятию питания с блока электронного зажигания. Оба режима обеспечивают надежное выключение двигателя.

После обкатки на средних оборотах более часа на минеральном масле (примерно 10 циклов для легкого температурного режима) двигатель был установлен на модель.

Для дистанционного выключения двигателя (9-й канал с передатчика) между батареей зажигания и блоком электронного зажигания был установлен электронный оптоизолированный выключатель с трехцветным светодиодом для индикации напряжения на батарее зажигания. Опторазвязка позволяет избежать соединения по общему проводу канала радиоуправления и блока зажигания с целью минимизации помех от блока зажигания на 35/40 МГц приемник. Интересно будет проверить зону действия радиоуправления при использовании 2.4 ГГц DS/FH при соединении общей земли канала управления и зажигания. Также на модель был установлен совмещенный электронный ключ с трехцветным индикатором питания бортовой батареи (2 LiPo) и стабилизатором на напряжение 5/5.5/6В и ток 18А (макс).

Пришлось изменить метод крепления капота на более надежный

Вырезаем капот под ZDZ-50

«Родные» кабанчики РН заменяем на правильный Sullivanовский Super Ruder Horn S568

а «родные» неправильные пластиковые и кривые кабанчики РВ заменяем на правильные Du-Bro HD Adjustable Control Horn (cat.no. 912)

Монтируем Pull-Pull

Испытания

Погода сделала просто шикарный подарок в выходные — и 29 сентября состоялся первый полет моего первого бензиныча — Extra330L 50cc CMPro.

До этого были наконец-то (после 1.5 месяцев переговоров, email и звонков) получены правильные шасси (левое и правое) от CMPro и установлены на модель через демпфирующие коврики.

Вес с сухим баком составил 7500 гр. со всеми усилениями и установленной основной и дополнительной аппаратурой (телеметрия). Расчетная нагрузка получилась более 107 гр/дм2, что вызывало серьезные опасения относительно посадочной скорости у моих коллег и у меня.

Однако первый полет, проведенный под руководством всегда доброжелательного Юры, прошел гладко и посадка хоть была не с первого захода, но прошла штатно. В последующих затем трех полетах почувствовал аппарат лучше и был весьма приятно поражен энерговооруженностью — тяги в 11 кг необкатанного ZDZ с деревянным винтом 22х10 было более чем достаточно для вертикальных маневров.

Итак, если кратко — моделью очень доволен.

Плюсы:

  • качество стеклопластикового фюзеляжа
  • качество изготовления оперения
  • точность сопряжения деталей
  • цена ARF в 11800 рублей для такого типа аппарата весьма привлекательна, что подтвердили многие наши бутовские пилоты пара с ZDZ50 правильна и оптимальна и по энерговооруженности и по развесовке

Минусы:

  • почти всю фурнитуру желательно поменять
  • долгая реакция (6 недель) фирмы производителя для исправления своих ошибок не дает уверенности, что запчасти могут быть поставлены в том же сезоне
  • весьма сжатое описание

Огромное спасибо всей нашей Бутовской компании за помощь и поддержку, особенно Юре, Михаилу, Анатолию и Алексею, а также особая благодарность Андрею Цибульскому за грамотно разработанные электронный выключатель/стабилизатор/индикатор и выключатель зажигания с оптической развязкой.